Рубрика "ПОЮТ АКТЁРЫ ТЕАТРА И КИНО" Начало биографии Александра Михайлова не предвещало актерской карьеры. Однако он заслужил звание народного артиста России, а фильмы с его участием стали культовыми. Рост, осанка, мужское обаяние, а главное, огромный талант сделали Александра Яковлевича поистине всенародным любимцем, а созданные им образы привлекают внимание уже многих поколений зрителей. Место рождения знаменитого актера – Забайкальский край. В документах указано, что он появился на свет в 1944 году (5 октября) в поселке Оловянная, хотя сам актер называет местом своего рождения Цугольский дацан. После переезда на станцию Степь семья распалась, и мать, Степанида Наумовна, растила сына одна и даже зарегистрировала его на свою фамилию. Она трудилась на кирпичном заводе, железной дороге, рудниках, но, обладая абсолютным слухом, учила сына петь и играть на балалайке. Мальчик много читал, особенно Джека Лондона, мечтал о море, и настойчиво уговаривал мать переехать поближе к нему. Наконец они перебрались во Владивосток, где была мореходка, однако экзамены Шура не сдал. Его приняли в ремесленное училище, где он получил специальность матроса – моториста. На рыбацком судне 'Ярославль' молодой человек два года плавал по Охотскому морю и Тихому океану, приобретая суровый и неоценимый жизненный опыт. Однажды Александр увидел спектакль 'Иванов', и понял, что его призвание – сцена. Когда он услышал, что в Дальневосточном педагогическом институте набирают студентов на актерское отделение, то немедленно направился туда, и, к своему удивлению, был принят. После морского плавания обучение в институте казалось Александру забавной игрой, однако ко второму курсу он вошел во вкус будущей профессии. В какой-то степени этому способствовала и дружба с однокурсницей Верой Мусатовой, которая в 1968 году стала его женой и родила ему сына Костю. В 1969 году Александр Михайлов был принят в труппу драматического театра Приморского края. Его сценическим дебютом стал Раскольников в 'Преступлении и наказании', за ними последовали князь Мышкин в 'Идиоте', Вершинин в 'Трех сестрах' и другие центральные роли. Через год Михайлов с семьей переехал в Саратов, и до 1979 года работал в местном Академическом театре драмы, где играл главные роли в пьесах Лопе де Веги, Вампилова, Найденова. В 1973 году Михайлов снялся в фильме 'Это сильнее меня'. Внешние и профессиональные данные молодого актера обратили на себя внимание многих режиссеров, и приглашения на съемки стали следовать одно за другим. Наиболее примечательными экранными работами этого периода его творческой биографии являются мелодрама 'Приезжая' (1977), где его партнершей по съемкам была Жанна Прохоренко, и остросюжетный фильм 'Похищение 'Савойи' (1979, Гидо Тортенсен). В 1979 году по приглашению известного актера и режиссера Всеволода Якута Александр переехал в Москву и был принят в Театр Ермоловой. Астров в 'Чайке', Гектор в 'Доме, где разбиваются сердца', Ермаков в 'Батальоны просят огня', Колычев в 'Василисе Мелентьевой' - эти и другие разноплановые роли обратили на себя внимание театральной Москвы. Очень часто актера приглашали на киносъемки. Он сыграл известного шахматиста Алехина в 'Белом снеге России' (1980), мошенника-инженера в пятнадцатом фильме рейтингового сериала 'Следствие ведут знатоки' (1980), Василькова в 'Бешеных деньгах' (1981). Но самым большим успехом для Александра Михайлова стала картина 'Мужики!', лидировавшая в прокате и признанная лучшим фильмом 1982 года. Однако и она оказалась лишь ступенькой к звездному триумфу актера – роли Васи в фильме 'Любовь и голуби' (1984). Нужно сказать, что на участие в этой картине актер не претендовал, поскольку был занят в других проектах. Однако пробы Бориса Сморчкова, Виктора Борцова и даже Сергея Юрского показались режиссеру Меньшову неубедительными, и главная роль досталась Александру Михайлову. Его партнершей должна была стать Любовь Полищук. Однако, в конце концов, Надю сыграла Нина Дорошина, блестяще исполнявшая эту роль на сцене 'Современника'. Правда, она была намного старше Михайлова, однако с помощью гримеров экранный возраст актеров сравнялся. Их дуэт, как и весь фильм, получился блистательным и в настоящее время невозможно представить других исполнителей ролей Васи и Нади. Съемки проходили в очень тяжелых условиях. В знаменитой сцене прыжка в воду актер действительно прыгал в холодную воду в костюме, который с него потом снимал водолаз. Однако этот эпизод чуть не закончился трагически, поскольку Михайлова едва не задушили собственным галстуком. Болезнью закончилось купание при четырнадцати градусах и для Людмилы Гурченко. Впрочем, по слухам, между ними на съемках возник кратковременный роман, который не имел продолжения. Закреплением звездного статуса для Александра Михайлова стал фильм 'Змеелов' (1985), в котором он сыграл главного героя – вернувшегося из заключения бывшего директора гастронома Шорохова. В картине снимались такие звезды, как Наталья Белохвостикова, Донатас Банионис, Любовь Полищук, и она пользовалась огромным успехом. По результатам опроса зрителей 'Советский экран' назвал Михайлова лучшим актером года. В 1985 Александр Яковлевич стал работать в Малом театре, и там наиболее полно раскрылся его сценический талант. Константин в 'Детях Ванюшина', Дорн в 'Чайке', Иоанн Грозный в одноименной пьесе А. Толстого и другие герои показали многогранность дарования актера, его высокое мастерство и умение перевоплощаться. Александр Михайлов много снимался, в том числе и в сложные для актеров 90-е годы, хотя повторить триумф Васи Кузякина ему не удалось. Тем не менее, успехом пользовались такие работы с его участием, как 'Очарованный странник' (1990), 'Благословите женщину' (2003), 'Есенин' (2005), 'Моя Пречистенка' (2006), 'Поддубный' (2014). Последним на сегодняшний день фильмом Александра Михайлова стала 'Мата Хари' (2017). С 1997 года актер занимается музыкальной и вокальной деятельностью. Вместе с коллективом 'Хорус' и композитором Бедненко он составил концертную программу из народных, казачьих, военных песен и часто выступает с гастролями.

Теги других блогов: кино театр актеры